Блог

Информация с сайта ФИПИ

Особенности формулировок тем итогового сочинения

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Ниже перечислены открытые тематические направления для итогового сочинения, в соответствии с которыми Рособрнадзор разрабатывает закрытый перечень тем сочинений 2014-2015 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Тематические направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д.Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. Краткий комментарий к тематическим направлениям подготовлен специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобрен Советом.

 

Тематическое направление

Комментарий

1.                

«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

2.                

Вопросы, заданные человечеству войной

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

3.                

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

4.                

Спор поколений: вместе и врозь

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

5.                

Чем люди живы?

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Таким образом, в рамках указанных тематических направлений итогового сочинения разрабатываются конкретные темы, раскрытие которых предполагает обязательную опору на произведения русской и мировой литературы.

 

Литературоцентричность выпускного сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

 

При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведены несколько формулировок тем (данные темы сочинений не соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым будут формироваться темы итогового сочинения в 2014-2015 учебном году).

 

1.      На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?

2.      Почему люди пишут стихи?

3.      Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

 

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.

 

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

Сочинение пишите чётко и разборчиво.

 

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

 

 

 

Проект критериев оценки выпускного сочинения 2015

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего  образования

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

 

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

 

 Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации  своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

 

Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

 

Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

 

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотностьвыпускника.

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

 

 

 

 

Выпускное сочинение

17 ноября 2013 года Министерство образования выпустило Приказ №2699 п.26, в котором, в частности, предлагается "принять меры по совершенствованию ФГОС... исходя из необходимости введения публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения". А также обеспечить с 2014-2015 года учет итогового сочинения при поступлении в вуз.

Рабочая группа, куда входят Н. Солженицына, С Волков, Третьяк, Дудова Пильдес и др. сегодня давали пресс-конференцию. Итоги:

1) Сроки написания сочинения - до 15 декабря 2014 года. Пересдача возможна в феврале

2) Сочинение расценивается как условие допуска к ЕГЭ

3) Оценка в этом году - зачет-незачет. Позже будут выработаны критерии и баллы

4) Результат выставляется отдельной строкой в аттестат с указанием темы сочинения

5) В этом году проверка осуществляется комиссией с привлечением независимых экспертов

6) Все работы сканируются и размещаются в Личных кабинетах учащихся на сайте МЦКО. Их ученик может предъявить в составе Портфолио при поступлении и получить от 1 до 10 дополнительных баллов

7) Темы сочинения ученики узнают в день проведения экзамена, т.к. для каждого часового пояса они будут свои.

8) Планируются темы в рамках следующих направлений:

а) "Недаром помнит вся Россия..." к 200-летию М.Ю. Лермонтова (на материале его творчества,  анализ особенностей проблематики произведений поэта, характерных черт его героя и т.д.)

б) Вопросы, заданные человечеству войной (ориентация на размышления о причинах и последствиях войны, нравственном выборе человека, его поведении перед лицом смерти)

в) Человек и природа в отечественной и мировой литературе ( размышления об эстетическими, экологическими и социальными аспектами)

г) Спор поколений: вместе и врозь (о семейных ценностях, о гранях взаимоотношений поколений)

д) Чем люди живы? (рассуждения о ценностных ориентирах человека и человечества, о бытийно-нравственных основах бытия)

9) Жанр сочинения - свободный. Главное, чтобы рассуждения ребят опирались на ТЕКСТ художественного, научного или публицистического ПРОИЗВЕДЕНИЯ

10) В отличие от прошлого года ни книгами, ни электронными средствами пользоваться НЕЛЬЗЯ!

11) Объем сочинения - от 300 слов

12) Продолжительность экзамена - 3 часа 55 минут.

 

Вот, собственно, и все. Жаль, что огромный пласт литературы 20-21 веков к 15 декабря будет еще не изучен. Будем опираться на классику 19 века и любимые книги. Все будет ХОРОШО. Я уверена!

Пт

11

июл

2014

Немного о Летней школе МГУ

Июль, солнце, отпуск. О чем еще может мечтать учитель. Но наша профессия, как дружба - "понятие круглосуточное". Ну, и круглогодичное. Поэтому со 2 по 4 июля в конференцзале гумантарного корпуса МГУ собрались филологи из всех уголклв страны на очередную Летнюю школу.

День первый. 

Пленарное заседание учителей школ и преподавателей МГУ было посвящено теме: "Выпускное сочинение: "плюсы" и "минусы".

Опуская лирику, свойственную филологам, привожу сухой остаток.

В 2014 году сочинение будет проводиться для 11-классников в декабре по "мягкой модели". То есть дети пишут в родных школах, учителя сами проверяют и ставят "зачет-незачет". У несдавших есть воможность написать или переписать  работу в феврале.

Планируется, что к 1 октября вузы, определяясь с перечнем вступительных испытаний, примут решение: учитывать результат сочинения или нет. В перспективе планируется, что работа ученика будет сканироваться, храниться на сайте школы и предъявляться приемной комиссии по желанию абитуриента (дополнительно принося до 10 баллов).

Теперь о темах. Разработчики и учительская общественность, дискутируя о том, делать открытый банк тем сочинений или нет, пришли к выводу, что будут сформулированы 5-6 направлений (например, связанных с 200-летием рождения М.Ю. Лермонтова или 75-летием Победы).

Не очень понятна "литературоцентричность" работы. С одной стороны, декларируется, что это не экзамен по литературе. Он МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ. И пойдет отдельной строкой в аттестат. С другой стороны, сочинение должно опираться на тексты художественных произведений школьной программы.  Проверять и оценивать его придется учителям литературы. Пока ситуация до конца неясна...

 Главный редактор журнала «Литература» Сергей Волков обрадовал новшеством: программа по литературе будет пересмотрена: «Нужно сокращать, - сказал он, - и дать учителю возможность самостоятельно выбирать произведения того или иного автора». В сентябре планируется широкое обсуждение «костяка» неотменимых произведений и тем. Остальное – на усмотрение педагога.

«Возвращение к сочинению – это борьба с культурным обнищанием народа. Надо бороться не за сильных детей (им лучше просто не мешать развиваться!), а за средних» - пояснил С. Волков.

День второй.

«Новое в ЕГЭ».  Так назывался круглый стол, на котором планировалось общение учителей с руководителями Федеральных предметных комиссий по литературе – Зининым С.А. и по русскому языку – Цыбулько И.П. Последнюю вызвали в министерство, поэтому о «новом» в ЕГЭ по русскому узнать не удалось. Говорили о тотальном списывании выпускников в 2013 году и о «честном», но провальном экзамене 2014, о необходимости честной подготовки и сдачи экзамена. Будет ли в будущем году двухуровневый экзамен «база» и «профиль» (как майская диагностическая работа для 10 классов) пока неизвестно. ФИПИ такой вариант не разрабатывал. Но изменения готовятся: планируется уменьшение с последующим уходом от заданий с выбором ответа (часть А), усиление части В. Об изменениях в сочинении-рассуждении пока речи не идет. Вот, собственно и все.

День третий порадовал возможностью принять участие в семинарах и непосредственным общением с преподавателями МГУ. Обсуждались вопросы, связанные с олимпиадным движением, разбирались отдельные задания. Познавательно и очень интересно.


Июль, солнце, отпуск. Летняя школа МГУ. О чем еще может мечтать учитель?



 

 

 

Комментариев: 0

Яндекс.Метрика